Количество авиационных происшествий в коммерческой гражданской авиации России в 2018 г. увеличилось на 27% по сравнению с 2017 г. Соответствующие данные были представлены 14 марта в итоговом отчете Росавиации.

В прошлом году в РФ произошло 19 авиапроисшествий, в том числе 9 катастроф с гибелью 104 чел. В 2017 г. авиапроисшествий было 15, включая 7 катастроф с гибелью 25 чел.

Основными факторами опасности, приведшими к инцидентам, стали потеря управления в полете, выкатывание ВС за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке и столкновения с землей или препятствиями в управляемом полете.

Так, в феврале 2018 г. в Раменском районе Московской области потерпел катастрофу самолет Ан-148-100В (бортовой номер RA-61704) авиакомпании "Саратовские авиалинии" (сертификат эксплуатанта позже был аннулирован), выполнявший рейс из московского аэропорта Домодедово в Орск. Все 65 пассажиров и 6 членов экипажа, находившихся на борту, погибли.

В отчете Росавиации указано, что причиной катастрофы самолета стал "отказ указателей скорости вследствие невключения обогрева приемников полного давления (ППД) перед взлетом, что привело к неправильным действиям экипажа, выразившимся в выполнении интенсивного снижения самолета вплоть до столкновения с землей".

Также тяжелые последствия имела катастрофа вертолета Ми-8АМТ (RA-25640) авиакомпании "ЮТэйр — Вертолетные услуги", которая произошла в августе прошлого года в Красноярском крае из-за столкновения с внешней подвеской другого вертолета. В результате крушения погибли 18 чел., находившихся на борту.

Выкатывания ВС привели в 2018 г. к двум авариям: самолета Boeing-737-800 (VQ-BJI) авиакомпании "ЮТэйр" в аэропорту Сочи в сентябре и самолета RRJ-95B (RA-89011) "Якутии" в аэропорту Якутска в октябре.

В то же время уровень безопасности полетов в авиации общего назначения (АОН) в 2018 г. остался практически неизменным: произошло 23 авиапроисшествия (в 2017 г. — 24), в том числе 13 катастроф с гибелью 24 чел. (в 2017 г. — 13 катастроф с гибелью 26 чел.).

Читайте также  Биобезопасность в аэропорту

В Росавиации указывают, что для авиапроисшествий с воздушными судами АОН характерны потеря управления в полете, столкновение с землей или препятствиями в управляемом полете, отказы авиатехники из-за нарушения правил ее эксплуатации. По-прежнему актуальной остается проблема сознательных нарушений правил полетов частными владельцами ВС: сознательное выполнение полета с превышением допустимых ограничений, полеты в состоянии алкогольного опьянения, а также при отсутствии сертификата летной годности ВС.

Катастрофа самолета Boeing 737MAX-8 индонезийской авиакомпании Lion Air стала крупнейшей по количеству жертв (189) в 2018 г. :: Lion Air

Показатели безопасности полетов ухудшились и в целом в мире. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2018 г. по всему миру было зафиксировано 62 авиапроисшествия, случившихся с коммерческими самолетами, включая 11 катастроф с гибелью 523 чел. на борту ВС. Для сравнения: в 2017 г. произошло 46 авиапроисшествий, включая 6 катастроф с гибелью 19 чел.

Общий коэффициент аварийности (измеряемый в количестве инцидентов на 1 млн рейсов) составил 1,35, что эквивалентно одному авиапроисшествию на каждые 740 тыс. рейсов.

Данный показатель был улучшен по сравнению с общим уровнем несчастных случаев в 1,79 за предыдущий 5-летний период (2013–2017 гг.), но показал снижение по сравнению с рекордным показателем 2017 г. в 1,11. Кстати, 2017 г. был назван чуть ли самым безопасным за всю историю коммерческой гражданской авиации.

При этом стоит отметить, что, по данным IATA, регион СНГ за 2018 г. получил самые высокие среди других регионов мира коэффициенты по количеству авиапроисшествий, приведших к списанию самолетов (hull loss rates; также измеряются в количестве случаев на 1 млн рейсов). Например, в части турбопропов этот коэффициент для стран СНГ составил 7,8, что хуже даже показателя, который получил регион Ближнего Востока и Северной Африки (5,86).

Читайте также  Региональный поход